пятница, 9 марта 2018 г.

Смена железнодорожных тележек на российскую колею в Бресте


На пограничных станциях для пассажирских вагонов используется так называемая перестановка — когда из под вагона выкатывают тележки одной колеи и закатывают тележки другой. Эта технология существует много десятилетий. Так же существуют системы автоматической смены ширины колеи. У нас вот уже более года ходит испанский поезд Talgo по маршруту Москва-Берлин, для которого в Бресте оборудован пункт смены ширины колеи на ходу.

Российская колея железной дороги имеет ширину 1520 мм, а европейская — 1435. Причем первоначальна наша колея была 1524 (5 английских футов), но с мая 1970 года до начала 1990-х годов железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм. Это было сделано с целью увеличения стабильности пути при эксплуатации грузовых поездов, повышения их скорости движения без модернизации самого подвижного состава.

Самой распространённой в мире шириной колеи является 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов). Такую колею имеют железные дороги Северной Америки, Китая и Европы (за исключением стран СНГ, Прибалтики, Финляндии, Ирландии, Испании и Португалии). Именно эта ширина колеи была принята для постройки первой пассажирской железнодорожной линии Ливерпуль — Манчестер инженером Джорджем Стефенсоном. Спустя 20 лет (в 1846 году) эта колея была признана стандартом английским парламентом и должна была использоваться при постройке новых железных дорог.

Общий вид цеха для смены тележек

С европейской стороны закатывают вагон сообщением Минск-Варшава

Маневровый локомотив

Как только вагон ставится на место, начинают менять сцепные устройства. Винтовая сцепка убирается и ставится наша каноничная СА-3

Закатывают сразу несколько вагонов, а потом расцепляют и распределяют по домкратным секциям

Пока вагон поднимают — тут же меняют сцепку

Это вагон еще с винтовой сцепкой. Вся Европа используют именно такие архаичные винтовые сцепки. Для скоростного движения они, естественно, не используются.

Вагоны подняты

Тележки цепляются к тросу

Разница между нашей и европейской колеёй всего 85 мм. В цеху проложена колея 1520 с контрельсами. Как видите, тележка с европейской колеёй вполне может на ней ехать, но только с контрельсами

Закатывают сменные тележки

Европейские тележки

Автосцепка СА-3

Вся операция занимает примерно два часа на состав

Шкворень. С помощью его преимущественно передаются горизонтальные усилия от тележки на кузов вагона

Вагон опустили на место

Операция завершилась. Смена тележке для многих поездов в Бресте происходит глубокой ночью

Вагоны отправляются в пункты назначения

Александр Попов