воскресенье, 11 марта 2018 г.

Дудоровская ветка


В глухом лесу, на границе Брянской и Калужской областей, работала старая железная дорога. По ней ездил пригородный поезд. Летом он развозил дачников и грибников, а зимой был едва ли не единственным способом для жителей лесных деревень выбраться в город. Так продолжалось до 2010-го года, пока этот поезд не отменили, а дорогу не разобрали. Этот текст - рассказ о Дудоровской ветке, железной дороге, когда-то соединявшей лесной поселок Еленский с Брянском.

Узнаём расписание движения поезда Брянск - Еленский. Дежурная в справочной, сообщив расписание, добавила: "Позвоните пожалуйста дня за два, уточнить. А то ветку могут закрыть для проведения работ". Каких именно работ, она не уточнила.

А между тем эта дорога просуществовалауже почти девяносто лет. Хвастовический и Ульяновский районы Калужской области традиционно богаты лесом, торфом и стекольным песком.

В начале прошлого века пос. Еленский был небольшим городским поселением, в котором располагался стекольный завод, а в Дудоровском в 20-ых годах активно велся промысел леса. Стране, разоренной гражданской войной, были нужны ресурсы.

Строительство хозяйственной дороги должно было способствовать экономическому развитию районов. Поэтому решение советской власти соединить железной дорогой расположенные в труднопроходимых местах Еленский и Дудоровский с близлежащим крупным транспортным узлом выглядит довольно логичным.

Дорога была построена предположительно в 20-ых годах прошлого века. Сложно сказать, как она пролегала в те времена, но сейчас она берет свое начало со станции Полпинская (поселок Большое Полпино) Брянского отделения Московской железной дороги. Дальнейшая ее траектория вряд ли существенно поменялась за долгие годы существования.

В настоящее время с развитием сети автомобильных дорог железнодорожная ветка потеряла свою экономическую актуальность. Однако раз в сутки с Брянска-1 до Еленского и обратно по ней ходит поезд в составе маневрового локомотива и одного пассажирского вагона.

На Брянске-1 немногочисленные пассажиры сели в единственный вагон поезда Брянск - Еленский, который в 9 часов утра тронулся в путь. Пройдя Рижский пост, он довольно быстро достиг станции Большое Полпино и свернул на восток, в поселок.

Дудоровская ветка в Большом Полпино. На фоне - корпуса Брянского фосфоритного завода

Грузо-пассажирский поезд №956 Брянск - Еленский проходит пос. Большое Полпино. Справа вдали - останки Брянского фосфоритного завода

В советские времена поселок Большое Полпино был довольно крупным промышленным населенным пунктом. Тут работал фосфоритный завод, от которого на карьеры была проложена электрифицированная узкоколейка. Сейчас от нее остались только опоры ЛЭП. Сам завод зияет дырами выбитых окон. Да неподалеку от него в карьере гниет огромный экскаватор.

В настоящее время в поселке вроде как работает керамзитовый завод и новодел - завод "Русские окна". Оба эти предприятия используют железнодорожную ветку для вывозных работ. Огибая фосфоритный завод и заросшие горы грунта (по всей видимости вывезенного с фосфоритных карьеров), дорога через поселок направляется к Малому Полпино, а оттуда на Журиничи.

Здание станции Теребень

На станции есть перрон с аккуратно нарисованной габаритной линией и обгонный путь.

Пассажирская платформа (вид со стороны Еленского)

Слева станционный дом и платформа, справа - путь к ангару, в центре - место, на котором раньше была стрелка

В историю Журиничей эта железная дорога вошла прочно, даже навсегда. Дело в том, что во время Великой Отечественной в тех краях (Полпино - Журиничи) действовал довольно крупный партизанский отряд. Немцы пытались использовать ветку Брянск - Дудоровский для вывоза леса (который хранился в больших количествах на складах на всем протяжении дороги). Кроме того, дорога была крайне удобна фашистам для переброски войск на Московское направление.

Поэтому немцы пытались на всем протяжении оккупации поддерживать дорогу в рабочем состоянии, а партизаны совершали крайне дерзкие вылазки, пуская под откос эшелоны, взрывая мосты на 11-м и 28-м километрах дороги, уничтожая караульные роты. Особенно ожесточенные бои между партизанами и оккупантами за контроль дороги велись в дни Курской битвы.

Любые попытки фашистов уничтожить отряд оказывались безрезультатными - партизаны, неся минимальные потери, уничтожали карателей в огромном количестве. В результате немцы "отыгрались" на местном населении. Они ворвались в Журиничи, Зайцевы Дворики, Бежань, Горелково и другие близлежащие населенные пункты и расстреляли всех местных жителей, которые не успели укрыться в лесу. А затем сожгли все, что можно было сжечь. От поселков остались только дымящиеся развалины, да закопченые печные трубы.

Но даже не смотря на такие зверства им не удалось установить контроль над дорогой вплоть до Курской битвы. Пройдя Журиничи, дорога движется дальше на северо-восток.
По топям и труднопроходимым лесам она наконец-то достигает первоначальной цели нашей поездки - поселка Теребень. Как я уже говорил выше, этот небольшой населенный пункт получил широкую известность в кругу любителей железной дороги благодаря двум семафорам, сохранившимся в восточной и западной горловинах станции. Причем один из семафоров, тот, что в горловине со стороны Полпино, находится в рабочем состоянии.


Не смотря на тишину, стоящую в Теребени, поезд появился почти внезапно. Ожидание далекого грохота и гула с последующим явлением тепловоза, однако все произошло совсем не так. Он неожиданно вынырнул из-за далекого поворота, показался в просеке и довольно шустро стал приближаться к поселку. Миновав входной семафор и переезд, локомотив подошел к зданию станции и остановился. За пять минут стоянки локомотивная бригада успела о чем-то пообщаться с начальником станции. А потом, свистнув, поезд направился на конечный пункт своего движения - Еленский.

В Еленском он неспешно вынырнул из леса и остановился у небольшой платформы. Несколько человек, ожидавших его прибытие, оживленно двинулись к вагону. Началась разгрузка. Из вагона выходили люди, их оживленно встречали, кто-то вытаскивал мешки с чем-то визжащим и хрюкающим.


Когда разгрузка закончилась, тепловоз отцепился от вагона и начал неспешно перецепляться для смены направления движения. Ему предстояло почти четыре часа отдыха.