среда, 4 октября 2017 г.

Санкт-Петербург: Демонтаж «Надежды» - из тоннеля нового участка метро начали выводить оборудование


В Приморском районе полным ходом идет демонтаж щита «Надежда» — на глубине 65 метров прямо в тоннеле нового участка метрополитена. Это сложнейшая операция, отдельные части горно-проходческого оборудования весят по несколько тонн.


Нашей съемочной группе удалось попасть в шахту для эксклюзивной съемки и узнать все тонкости работы.

Парадокс: чтобы спуститься вниз, нужно сначала подняться наверх, там расположен лифт, который доставит нас в шахту.

— А сколько метров глубина?
— Где-то 65 метров.

Внизу сразу видно: здесь уже не до пресс-показов, кипит напряженная и очень грязная работа. Пройти к щиту удается с трудом. Режущий механизм уже снят и разобран на части.

Демонтаж щита прямо в тоннеле действительно уникальная операция. За границей для этого специально копают котлован. Петербургские метростроевцы не ищут легких путей. В стесненных условиях они перевозят наружу части оборудования.

Главный подшипник щита весит 130 тонн, его нужно развернуть на 90 градусов и поднять на поверхность. Для этого используют низкие платформы высокой грузоподъемности.

ВИКТОР ВЕСЕЛОВ,ответственный за гидравлические процессы проходческого щита «Надежда»:
«Нужно обязательно демонтировать аккуратно. Чтобы не повредить. И чтобы грязь, которая здесь, конечно, присутствует, не попала в гидравлическую систему. Если попадет, то будут у нас проблемы во время монтажа этого щита на Туристской».

Щит сейчас лежит, можно сказать, на перекрестке — здесь соединятся двухпутный тоннель и два обычных. В сторону Приморской, к Беговой и Новокрестовской.

ДАРИНА ЖЕЖЕЛЕВА,корреспондент:«Будущий двухпутный тоннель на этом участке станет первым действующим в России. Петербургские специалисты первыми в стране опробовали сложнейшую методику прокладки именно таких шахт. Поезда здесь будут ехать сразу в обе стороны. Их разделит расстояние меньше метра. Пассажиры даже смогут помахать друг другу рукой».

Этот участок в 5 километров нелегко дался щиту. Была встреча с плывуном — участком, сильно насыщенным водой. Сталкивалось оборудование и с огромными булыжниками, до метра в диаметре. Редкость даже для повидавших виды специалистов.

Легче стало на глубине 40 метров — здесь под Петербургом лежит кембрийская глина, самая комфортная для проходческих работ порода. В метростроении ее уважительно называют «кембрий».

ЕВГЕНИЙ ЧУЕВ,начальник монтажного участка ОАО «Метрострой»:«На всей протяженности такая сложная геология была, пока мы не пришли в кембрий. Это наша стихия, в основном тоннели проходят в кембрии. И скорость хорошую мы развили, до 10 колец в сутки. Одно кольцо у нас 1,8 метра шириной».

Триумфальный выход щита наружу из породы и объединение тоннелей удалось снять на видео только самим работникам. В тот же день началась сложная подготовка к демонтажу. Перед каждым этапом прорабатываются все детали, поэтому процесс идет не быстро.

Демонтаж завершат в конце октября. После этого щит перевезут к стартовому котловану на Туристской улице и смонтируют заново.