среда, 4 октября 2017 г.

На британском рынке авиаперевозок произошел крупнейший коллапс



Британская авиакомпания Monarch Airways, специализирующаяся на туристических перевозках, прекратила операционную деятельность, оставив за рубежом тысячи путешественников и отпускников. Действие сертификата эксплуатанта оператора приостановили, его полеты прекратились 2 октября около 4:00 утра. Руководство авиакомпании попросило инициировать конкурсное производство. В отличие от США в Великобритании нет аналога Главы 11, который позволил бы компании не прекращать деятельность ради реструктуризации.

Блэр Ниммо из KPMG, один из администраторов, отвечающих за конкурсное производство, заявил, что перевозчик столкнулся с "растущим ценовым давлением и усиливающейся конкуренцией на рынке", вылившимися в долгий период убыточности.

Масштаб убытков иллюстрирует письмо гендиректора Monarch Эндрю Суофилда к сотрудникам. В нем говорится, что удельная доходность перевозок "рухнула на четверть, в результате чего выручка сократилась на 160 млн фунтов стерлингов (212 млн долл.)".

"В этом году пассажиропоток авиакомпании превышает уровень предыдущего года на 14%, однако ее доходы упали на 100 млн фунтов (133 млн долл.)", — пояснил Суофилд.

По словам главы Monarch, причиной краха перевозчика стало прекращение из-за терактов полетов в египетский Шарм-эль-Шейх и на курорты в Тунисе. Еще одной причиной он назвал "истребление в Турции" — терроризм и попытку политического переворота в 2016 г.

Суофилд пишет, что авиакомпания пыталась сократить расходы, но падение удельной доходности "превратило перевозчика из компании, заработавшей в 2015 г. 70 млн фунтов (93 млн долл.), в компанию, чьи потери в 2017 г. составили 60 млн фунтов (80 млн долл.). Убытки в 2018 г. прогнозировались на уровне 100 млн фунтов (133 млн долл.)".

В авиакомпании задумались о переходе в 2018 г. на дальнемагистральные перевозки, но ей нужно было найти покупателя на ближнемагистральный флот.

Процедура банкротства могла начаться только после того, как все воздушные суда Monarch окажутся в Великобритании. Несколько европейских рейсов авиакомпаний, отправлявшихся поздно вечером 1 октября и прибывавших в место назначения утром 2 октября, были отменены.

Слухи о скором крахе перевозчика появились 30 сентября, когда стало известно, что Monarch пытается продлить действие лицензии ATOL — права давать клиентам гарантию, что в случае возникновения у компании финансовых затруднений их привезут домой. Эта лицензия распространяется на все зарубежные туры, в которые включены перелет и проживание. Заказы, которые предусматривают только перевозку, под действие ATOL не подпадают.

Опасения за судьбу авиакомпании появились примерно год назад, когда она так же, как сейчас, пыталась продлить лицензию. Тогда финансовую помощь перевозчику оказал его основной акционер — компания Greybull Capital. На этот раз помогать перевозчику никто не собирался.

Под внешним управлением оказались около 10 компаний, аффилированных к Monarch Airlines и связанному с ней туроператору Monarch Travel Group. Работу, скорее всего, потеряют примерно 2100 чел. Monarch Aircraft Engineering — подразделение авиакомпании, занимающееся ТОиР, остается самостоятельным и продолжает операционную деятельность.

На момент краха перевозчик эксплуатировал 36 самолетов — 35 Airbus A320/A321 и 1 Boeing 737-800. Портфель заказов Monarch состоит из 45 Boeing 737-8 — его объем был увеличен на прошедшем в этом году авиасалоне в Ле-Бурже. Поставки должны были начаться в 2018 г.

Остановив полеты Monarch, Управление гражданской авиации (CAA) Великобритании организовало чартерные рейсы для вывоза домой клиентов авиакомпании. В операции задействовано до 30 ВС.

1 октября шесть самолетов A320, базирующихся в Дохе, выделила Qatar Airways. Еще несколько широкофюзеляжных ВС, находящися в Бордо, выделила Air Transact. В операции также участвуют EasyJet, Futura, Hi-Fly, Miami Air International, SmartLynx и Wamos Air.

"Это крупнейшая в истории Великобритании авиакомпания, прекратившая деятельность, поэтому правительство попросило CAA поддержать клиентов Monarch, оказавшихся за рубежом, и организовать их перевозку без дополнительных расходов для пассажиров", — заявил гендиректор Управления Эндрю Хейнз. Ожидается, что перевозка клиентов авиакомпании займет до двух недель.

Monarch была создана в конце 1960-х гг. как чартерная авиакомпания. Столкнувшись с конкуренцией со стороны лоукостеров и сокращением рынка туристических чартерных перевозок, оператор был вынужден кардинально ускорить развитие. В октябре 2014 г. 90% Monarch купила компания Greybull Capital, которая запустила программу реструктуризации, направленную на сокращение расходов, закрытие дальнемагистральной программы и переход в сегмент регулярных перевозок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий