суббота, 8 апреля 2017 г.

Тоннель под Ла-Маншем: 192 года от идеи до открытия


Железная дорога между Францией и Британией длиной всего около 51 км считается одним из семи чудес современности по версии общества гражданских инженеров США. Чем же знаменита эта дорога?

Евротоннель соединил континентальную Европу с Великобританией 6 мая 1994 года. Значимость этого события невозможно переоценить. Железная дорога позволяет попасть из Парижа в Лондон всего за 2 часа 15 минут.

Общая длина дороги составляет около 51 км, 39 из которых поезд проделывает на 45 метров ниже дна пролива. Это самый протяжённый тоннель, проходящий под водой: поезда находятся в нем от 20 до 35 минут.



История

Евротоннель – железная дорога с длинной историей. Первый план строительства тоннеля под Ла-Маншем представлен в 1802 году.

Французский инженер Альбер Матье-Фавье предложил прорыть подводную дорогу для конных экипажей. Согласно проекту, тоннель должен был освещаться масляными лампами, а вентилироваться через отдушины, ведущие к поверхности воды.

Именно проект Матье-Фавье Наполеон предложил при заключении мирного договора с Англией. Однако сложные отношения между двумя государствами не способствовали реализации проекта.



Проекты строительства транспортного сообщения между двумя странами предлагались еще множество раз. Так, некоторые инженеры говорили о возведении моста над Ла-Маншем.

В 1856 году французский инженер Томе де Гамонд предложил построить железнодорожный тоннель. Де Гамонд привлек в проект британского горного инженера Питера Барлоу, который собрал деньги на строительство.

«Что? Вы еще смеете просить денег на дело, цель которого — сократить расстояние, как мы считаем, и без того слишком короткое?» - воскликнул в 1858 году лорд Пальмерстон, долгое время служивший секретарем по военным делам, когда парламент Великобритании ознакомился с предложением.

21 октября 1876 года две буровые машины начали работу с французской стороны. Однако 18 марта 1883 года бурение остановили. Британцы опасались, что тоннель поспособствует военному вторжению на территорию страны.

В 1922 году строительство тоннеля возобновилось, однако из-за последовавших войн проект так и остался на бумаге. 

Ход строительства

После Второй мировой войны идея постройки тоннеля возродилась вновь. В 1957 была сформирована исследовательская группа. В 1960 году исследователи порекомендовали прорыть коридор, состоящий из 3 тоннелей. Два из них предназначены для поездов, которые одновременно смогут курсировать в обоих направлениях. Третий коридор необходим для служебного пользования и эвакуации в случае аварии.

Однако из-за финансовых проблем спустя два года был прорыт лишь тестовый тоннель длиной 250 метров.

В 1984 году правительства Великобритании и Франции пришли к выводу, что бюджетных средств будет недостаточно для завершения тоннеля, и предложили частным компаниям разработать план строительства. Проект железнодорожного двухпутного тоннеля между городами Фолкстон и Кале компании "Евротоннель" одобрили в 1986 году.


15 декабря 1987 года приступили к работе проходческие щиты, прокладывавшие служебный тоннель диаметром 4,8 метра. Оба железнодорожных тоннеля диаметром уже 7,6 метра. Для ускорения строительства в тоннеле работало 11 щитов одновременно.

Благодаря лазерной системе позиционирования погрешность при прорытии тоннеля составила всего 0,358 м по горизонтали и 0,058 м по вертикали.

1 декабря 1990 на глубине 40 м ниже дна пролива завершено строительство технического тоннеля. Завершение двух железнодорожных тоннелей произошло 22 мая и 28 июня 1991 года.


Технические особенности

Для обеспечения безопасности коридор для обслуживающего персонала имеет проходы, объединяющие его с основными путями, через каждые 375 метров.

Каждые 250 метров железнодорожные тоннели соединяются между собой системой вентиляции, которая распределяет воздушные потоки в соседний тоннель. Воздушные шлюзы позволяют свести на нет поршневой эффект, образуемый поездами, движущимися под водой со скоростью около 160 км/час.


Сегодня через тоннель проходит до 400 поездов в день. Составы перевозят не только пассажиров, но грузы, легковые автомобили, автобусы и фургоны.

Стоимость строительства грандиозного тоннеля превысила смету почти в 3 раза. В проектировании и тоннельных работах участвовали более 13 тысяч человек. Прибыль компании «Евротоннель» с каждым годом растет, но об окупаемости проекта говорить до сих пор не приходится.